Московский Комсомолец
БУКИН ПАРК
Букин-парк http://www.mk.ru/mosobl/a
Житель Подмосковья решил не огороды городить, а уникальные дендрарии
19 июня 2013 просмотров: 2811На одной из улиц в деревне Калиновка, что подле города Видное Ленинского района Подмосковья, раскинулся парк-огород. Не обычный, с акациями, горохом, овощными грядками и кустами малины, а экзотический, с краснолистными дубами, туями, алычой, каприфолями, водяными лилиями, голубыми елями и виноградными деревьями. Хозяин этого оазиса Андрей Николаевич Букин создал и довел его до ума абсолютно самостоятельно. А началось все двадцать лет назад… с простого картофельного поля.
Предыстория к истории
— В ту пору государство выделяло гражданам землю по принципу «бери, сколько можешь обработать», — вспоминает Букин, расположившись напротив нас в деревянной беседке. — И мои родители, как большинство советских людей, сажали на ней картошку.
А больше ничего и не сажали. Власти тщательно бдели за тем, для каких целей используется казенная земля. На любые отступления от нормы требовалось особое разрешение. Однако юному Андрею картофельное «рабство» мало-помалу стало надоедать. Имея корочку топографа и работая по специальности, он начал выдавливать ненавистную «ботву». Привозил из разных мест саженцы других растений и просил об этом своих знакомых. Даже наладил связи с сотрудниками местного дендропарка и закупал растения там. А после «приживлял» на родительском картофельном поле.
— Это дерево я впервые увидел, когда был в армии, в Евпатории, — говорит Андрей Николаевич, трогая веточки шелковицы. — Оно поразило меня черными и крупными, как у малины, ягодами. Наверное, и служба запомнилась тоже именно из-за шелковицы.
Позже Букин стал участником Дня садовода, куда отправил десять саженцев подмосковного грецкого ореха, выведенного после долгих попыток. Они получил премию РАН, а в 2012 году отправились на международную выставку в Мичурино. Диковинное растение настолько поразило ее участников, что многие известные личности — в том числе Никас Сафронов и Илона Броневицкая — запечатлелись с ним на память. А сами саженцы разобрали в мгновение ока.
— При этом никто не верил, что грецкий орех, который вырос в Московской области, может плодоносить, так как здесь частенько бывают заморозки, — улыбается Букин. — То же самое с абрикосами. А ведь когда сходит последний снег, они начинают цвести дивным розово-белым цветом.
Основоположником природного (лесного) стиля, в котором выполнен букинский мини-парк, стал один из французских художников XVIII века, Уильям Кент. Он начал разбивать в европейских садах группы из больших деревьев, включая сухие, и привил интерес дизайнеров к растениям с изогнутыми ветвями и неровными стволами.
— Участие человека в создании такого стиля минимально, но обязательно, — отмечает Андрей Николаевич. — О нем много пишут, но используют его редко, поскольку при кажущейся простоте это довольно сложно и перспективно в основном для городских парков.
Многие деревья и кустарники в саду и на плантации Букина размножаются довольно легко. Взять хотя бы барбарис, девичий виноград или жасмин, которые плодятся черенками. Андрей Николаевич показывает нам дальневосточную сирень с белыми душистыми цветочками, каштаны, можжевельник, черешню, клен, иву, желтую сливу… На вопрос, куда деваются излишки растений, отвечает, что либо раздает их, либо собирает и уносит в местный заповедник — «Горки ленинские». Чтобы добро, как говорится, не пропадало...
…Благодаря многолетнему опыту работы ландшафтным дизайнером, топографом и геодезистом Андрей Букин разработал и выдвинул на рассмотрение несколько проектов. Один из них — парк «Уменьшенная копия России» — появился на свет в 2011 году. Миниатюрная страна, представленная на обычном листе ватмана, но с удивительно точно выверенными координатами (то есть если их нанести на некий участок земли и обвести контурами — получится маленькая карта России), снискала Андрею Николаевичу диплом от главного архитектора Москвы. Но свои разработки умелец назад не получил: авторские права, которые действовали в столице, на территории Подмосковья, где сегодня пытаются реализовать проект, оказались бессильны.
— Как выяснилось позже, проект ездил на выставку в Германию, но никого не заинтересовал, — говорит Андрей. — На родине парку «Уменьшенная копия России» подарили тысячу гектаров земли. Но место оказалось выбрано неудачно — аккурат под вылетающими из «Домодедово» самолетами.
Для парка «Маленькая Россия» хотят отвести территорию размером в 300 га, то есть 3 кв. км. Заверениям в духе «это будет один из самых больших парков» сей факт явно противоречит. Этого слишком мало. По словам Букина, исполнители проекта явно не знают, как его реализовывать, а помощь от создателя принимать не спешат. К тому же «Уменьшенная копия России» еще нигде воочию не представлена, и никто не знает, где она точно будет размещена и какую площадь на самом деле займет.
Сейчас Букину пятьдесят лет. Семья полностью поддерживает его деятельность и весьма активно в ней участвует. К примеру, средний, двадцатилетний сын Андрея Николаевича в 2011 году подавал на рассмотрение проект «Архитектурный образ России-2011», который впоследствии был одобрен и принят (речь об этом пойдет ниже. — Примеч. «МК»).
— Старший «ребенок» двадцати двух лет увлекается литературой, а младший, двенадцати лет, — рисованием, но при этом оба вместе с моей женой занимаются высадкой деревьев и других растений в парках и в лесу, ухаживают за ними, — улыбается Букин. — Конечно, у молодежи сейчас другие взгляды и интересы, но я считаю, что к земле ее все-таки нужно приучать.
Парк и стройка
Но огорчаться современному Мичурину некогда. Замыслов да забот, как говорится, полон рот. И одна из них — дендропарк, что планируется создать на дне Тимоховского оврага — уникальной экосистемы с родниками и ручейками.
— В 2009 году я обратился к администрации Ленинского района, предложив сделать в пойме особо охраняемую природную зону, — рассказывает Андрей Николаевич. — Через пару лет идея была выдвинута на Всероссийский конкурс инновационных проектов «Архитектурный образ России», а потом «ушла» в Ульяновск, где и была использована. В это же время на территории оврага объявился застройщик, который выиграл тендер и собрался возвести там ряд многоэтажных домов площадью 250 тысяч квадратных метров.
Сказать, что подобная новость вызвала резонанс, значит не сказать ничего. Отдать природную реликвию в частные руки, да еще и за копейки, казалось здешним жителям абсурдом. Между тем строительная компания въехала в пойму, начала рубить вековые дубы, сняла плодородный слой почвы… Местная администрация с полицией приехали выяснять ситуацию. Разрешения на порубку деревьев у застройщика они не обнаружили.
Спустя энное время к проблеме подключились более серьезные ведомства. Но только на минувшей неделе правительство Московской области издало постановление о превращении Тимоховского оврага в памятник культурного наследия. Строительную компанию, в руках которой он находится с 2010 года, обязали восстановить пойму. А набившие оскомину авторемонтные мастерские ликвидировали.
— Сейчас пойму очищают сотни людей — даже те, кто в жизни не ходил на субботники, — радуется Андрей Букин. — Вскоре она «зазеленеет» виноградом, грецкими орехами, остролистыми дубами и ивами нескольких видов.
Кроме того, овраг должен посетить врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев, дабы взглянуть на строящийся там лестничный спуск и вертолетную площадку. Кстати, без его вмешательства и жесткой позиции местных жителей — членов Общественной палаты — ситуация с природной реликвией так и осталась бы на уровне «охранной грамоты».
Конечно, этот вопрос и по сей день не решен до конца. По факту разрушения оврага до сих пор не заведено уголовное дело. Неизвестно, будет ли он просто парком или дендропарком. Ведь в первом случае пойму могут частично застроить, а во втором не будут иметь на это никакого права. Но видновцы надеются, что, кроме резного мостика, скамеек и качелей, ничего другого здесь не будет. Ведь прогулочных мест, чего греха таить, у них и так фактически не осталось.
«Природа все равно победит»
Сегодня в планах Андрея Букина не только восстановление старых подмосковных парков, но и создание новых — преимущественно в оврагах, — к примеру, в Жуковском овраге города Видное мини-полиса Радужный, жители которого уже поддержали эту идею.
— Также я веду работы по озеленению Видного цветущими и плодоносящими деревьями и корректирую неправильный растительный покров, — делится мужчина. — На это из муниципального бюджета выделяется около 30%. Саженцы город закупает в питомниках, а их посадкой занимаются отдел ЖКХ по благоустройству города, и компании, возводящие новостройки. Другое дело, — сетует Андрей Николаевич, — что многие застройщики пытаются сэкономить и приобретают некачественные материалы, пораженные грибком, напичканные химией и оттого недолговечные. А рациональнее было бы использовать семена пусть дорогих, но здоровых многолетних растений.
Высаживать деревья и следить за их ростом, по мнению Букина, могли бы не только уполномоченные организации, но и школьники. Для этого на базе каждого учебного заведения неплохо бы создать «зеленые дружины», питомники по выращиванию ивы на приусадебных территориях и школы искусств по плетению из ивовых прутьев. Реализовывать этот замысел, возможно, начнут уже с сентября текущего года.
— Когда-то Видное торжественно именовался городом-садом, — рассказывает Андрей Николаевич. — И создавался он как город-сад. Да и был, в принципе, городом-садом с шестью тысячами кустов и десятью тысячами деревьев, в том числе липовых и фруктовых. Но сейчас здесь идет активная застройка и обрезка растительного покрова. Многие деревья не ставятся на учет, становятся «бесхозными» и вырубаются. Жители города не хотят его облагораживать, власти считают это обязанностью застройщиков, застройщики, в свою очередь, не желают тратить свои кровные. А ведь окрестные жители могли бы срывать фрукты с деревьев прямо на улицах и наслаждаться ими, как Адам и Ева в райском саду. Ну, или хотя бы как посетители парка Коломенское, где любой человек может прийти и, к примеру, нарвать себе яблок.
Окажется ли профессиональному садоводу, ландшафтному дизайнеру и генеральному директору Федерации народных художников Подмосковья товарищу Букину, а также группе людей, которым небезразлична судьба флоры в Московской области, такая фантастическая на первый взгляд задача по плечу? По крайней мере, очень хочется в это верить.